Еврейская мудрость | Еврейский год | Песах | ИСТОРИЯ ПЕСАХА
Главная Еврейская мудрость Еврейский год Песах ИСТОРИЯ ПЕСАХА

ИСТОРИЯ ПЕСАХА

ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ В ИЗГНАНИИ

«… И сказал Г-сподь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их и будут угнетать их четыреста лет: но я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом». (Бытие 15:13,14).

«… 400 лет изгнания и бедствий, начались с рождения Исаака. Когда Исааку было шестьдесят лет, у него родился сын Яков, и в возрасте 130 лет Яков пришел в Египет, что составляет вместе 190 лет. В Египте сыны Израилевы провели 210 лет, что делает всего 400 лет». (Раши)

  «в этот самый день вышло всё ополчение Г-сподне из земли Египетской». (Исход 12:41).

«Когда наступил конец, Г-сподь не отсрочил его ни на мгновение: В 15 день месяца Нисана родился Исаак и в 15 день Нисана (400 лет спустя) сыны Израиля были освобождены из Египта». (Мидраш Танхума).

ИСТОРИЯ ПЕСАХА

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ Песаха начинается с дней Авраама. Когда Г-сподь обещал Аврааму (тогда его еще называли Аврамом) наследника, семя которого будет столь же многочисленно, как звезды, Г-сподь сообщил ему одновременно, что дети его подвергнутся порабощению в течение 400 лет, пока они не будут освобождены «с большим имуществом».

Первым из потомков Авраама, попавшим в Египет, был Иосиф, чудесное превращение которого из раба в вице-короли является одной из самых вдохновенных историй Торы. В драматической истории Иосифа и его братьев мы ясно видим ведущую руку Божественного Провидения, которая привела Якова и его семью в Египет.

Прибытие Якова и его семьи в Египет превратилось в триумфальный марш. Таким же триумфальным маршем оказался 210 лет спустя уход его потомков, детей Израиля, из Египта. Разница состояла только в том, что маленькая семья из семидесяти душ превратилась в большую и сплоченную нацию из нескольких миллионов душ, из которых 600000 взрослых это только мужчины) шли впереди «с поднятой рукою».

История Песаха, кульминационным пунктом которой явился Шавуот дарованием Торы на горе Синай), является историей рождения «царства священников и священной нации», нашего Еврейского народа.

ПОРАБОЩЕНИЕ ИЗРАИЛЯ

ИОСИФ и его братья умерли, и сыны Израиля размножились в земле Египетской. Вскоре умер также фараон, царь Египетский, и новый царь взошел на престол. У него не было ни любви, ни симпатии к евреям, и он решил забыть все, что сделал Иосиф для Египта. Он решил принять меры против влияния и увеличения числа сынов Израилевых. Он созвал свой совет, где было решено поработить этот народ и угнетать его, пока он еще не стал слишком могущественным.

Фараон принялся проводить политику ограничения личной свободы евреев, обложив их высокими податями и зачисляя их мужчин в батальоны принудительного труда под надзором жестоких начальников. Сыны Израиля были принуждены строить города, возводить памятники, проводить дороги, работать в каменоломнях, и обжигать кирпичи и черепицу. Но чем больше египтяне притесняли евреев и чем строже становились наложенные на них ограничения, тем скорее множились сыны Израиля. В конце концов, когда фараон, царь Египетский, убедился, что наложенная на евреев тяжелая работа не препятствует увеличению их числа, он приказал всех еврейских новорожденных младенцев мужского пола бросать в реку Нил. Только девочки могут остаться в живых. Этой мерой он надеялся положить конец росту еврейского населения и одновременно избавиться от опасности, которая, согласно предсказаниям его астрологов, угрожала его собственной жизни в лице вождя, который должен был родиться среди сынов Израиля.

Единственной группой евреев, избавившейся от порабощения, было колено Леви. Колено это стояло во главе Академии Торы, которая была создана Яковом в земле Гошен, и они обучали детей Израиля познанию Г-спода и Его святого учения. Поэтому они были заняты духовными предметами и не смешивались с египтянами, в то время, как многие из их братьев отказались от своих старых обычаев и образа жизни. За исключением языка, одежды и имен, многие из евреев полностью ассимилировались с социальным и культурным окружением своих египетских соседей, и они явились причиной гнева египтян. Однако дети Леви избегли порабощения и угнетения, которые были наложены египтянами на остальных сынов Израиля.

Внук Леви Амрам, сын Кеота, женился на Йохевед, и она родила ему троих детей. Их первым ребенком была девочка по имени Мириам, которая позднее превратилась в великую пророчицу Еврейского народа. Вторым ребенком был Аарон, высший священник у Г-спода, знаменитый своей исключительной миролюбивостью. После Моисея он был величайшим вождем нашей нации в свое время. Младшему сыну Амрама Моисею предначертано было вывести сынов Израиля из Египта и получить для них Святую Тору на горе Синай.

Амрам и Йохевед не знали, что их сыну суждено прославиться в веках как одному из величайших вождей в истории человечества. Отчаявшись спасти ребенка иным путем, Йохевед положила его в просмоленную корзину и пустила плыть по Нилу. Там его нашла дочь фараона, когда вместе со служанками купалась в реке.

Мириам, сестра младенца, видела, как царевна спасла ее брата. Мириам побежала к матери с радостной вестью. Позже дело было устроено так, что Йохевед попала во дворец в качестве кормилицы ребенка.

Спасенный царевной еврейский мальчик избежал участи раба. Он рос во дворце, окруженный всевозможной роскошью. Дочь фараона дала ему имя, ставшее впоследствии одним из самых славных в истории человечества. Она назвала его Моисеем (Моше).

Когда Моисей подрос, он понял, что его народ не столь счастлив, как он. Повсюду видел он рабов-евреев, грубо и беспощадно принуждаемых к работе. А потом случилось событие, положившее конец его беззаботной жизни во дворце и заставившее его искать убежища в пустыне. Однажды Моисей не выдержал, видя, как жестокий надсмотрщик избивает раба из числа сынов Израиля. Моисей убил надсмотрщика и, спасаясь от мести египтян, бежал в каменистые земли Синая. Здесь он стал пастухом, живя у жреца по имени Итро. Со временем Моисей женился на дочери Итро Ципоре, которая родила ему двух сыновей.

ВЕСТНИК ВС-ВЫШНЕГО

СЫНЫ Израиля были больше не в состоянии переносить ужасные мучения и преследования от своих жестоких господ. Их крики о помощи, их мольбы и молитвы, исходившие из самой глубины их сердец, пронзили небеса. Г-сподь вспомнил о своем договоре с Авраамом, Исааком и Яковом и решил освободить их потомков от рабства.

В горах Моисей, пасший овец, увидел вдохновившее его чудо. В пламени Неопалимой купины (куст, который горел, но не сгорал) ему открылась мощь и истина Б-га его предков. Вс-вышний приказал ему вернуться в Египет и и заставить фараона отпустить сынов Израиля. С этой минуты Моисей посвятил свою жизнь одной великой задаче: вывести свой народ на свободу.

Моисею было 80 лет и его брату Аарону – восемьдесят три, когда они вошли во дворец фараона. Фараон спросил у двух братьев, что они хотят. Ответ звучал подобно приказанию: «Вот что сказал Г-сподь, Б-г Израиля, «Отпусти народ Мой, чтоб он принес Мне жертвы в пустыне». Фараон высокомерно отказал им, и приказал увеличить требования к сынам Израиля и сделать их бремя еще тяжелее. Если у них есть время думать о свободе и поклонении Г-споду, т. е. иметь идеи, совершенно не подходящие для рабов, размышлял фараон, то это значит, что у них слишком много досуга. До сих пор их снабжали глиной, теперь же они должны были сами добывать материал для кирпичей, выпуская при этом то же количество кирпичей, что и раньше. Сыны Израиля были физически не в состоянии справиться с возложенной на них задачей, и они страдали еще больше, чем прежде. В полном отчаянии евреи укоряли Моисея и Аарона за ухудшение их судьбы.

Г-сподь утешил расстроенного Моисея и заверил его, что миссия его в конце концов будет успешной, но до того фараон и весь Египет подвергнутся ужасным казням. Это будет наказанием за притеснения еврейского народа. После этого сыновья Израиля познают своего истинного и верного Б-га.

ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ

НО фараон продолжал отказываться освободить сынов Израиля. Моисей и Аарон предостерегли его, что Г-сподь накажет его и его народ. Сначала воды земли Египетской будут превращены в кровь. Моисей с Аароном пошли к реке. Там Аарон поднял свой жезл, ударил им по воде и превратил воду в потоки крови. Весь народ египетский и сам царь увидели это чудо. Им было невозможно пить воду из Нила, прославленную в дальних краях своим изумительным вкусом, и в поисках воды они были вынуждены глубоко копать землю. К несчастью для египтян, не только воды Нила, но все воды Египта, где бы они ни были, превратились в кровь. В течение целой недели египтяне страдали от неутолимой жажды. И всё же фараон не уступил.

После нового предупреждения вторая казнь обрушилась на Египет. Аарон простер свою руку над водами Египта и оттуда вышли жабы. Они покрыли каждую пядь земли и вошли в дома и спальни. Куда бы египтянин не поворачивался, что бы он не трогал, повсюду он находил жаб, кваканье которых наполняло воздух. Теперь фараон испугался и попросил Моисея и Аарона умолить Б-га убрать всех жаб, и обещал после этого освободить весь еврейский народ. Но как только жабы исчезли, он нарушил свое обещание и отказался отпустить сынов Израиля.

Тогда Аарон ударил своим жезлом то пыли земной, и вся земля Египетская покрылась мошками. Египтяне отчаянно страдали от этой ужасной казни. Несмотря на то, что советники указывали фараону, что казнь эта, несомненно, являлась божественным наказанием, фараон ожесточил сердце свое и не переменил решения, оставив сынов Израиля в рабстве.

Четвертой казнью, постигшей египтян, были стада диких зверей, мчавшиеся через всю страну и уничтожавшие всё на своем пути. Только провинция Гошен, где жили сыны Израиля, не пострадала от этой казни, так же, как и от других. Фараон опять торжественно обещал отпустить евреев в пустыню при условии, что они далеко не уйдут. Моисей помолился Б-гу и дикие звери исчезли. Но как только они исчезли, фараон взял назад свое обещание и отказал в просьбе Моисею.

Тогда Г-сподь наслал мор, который убил большинство домашних животных у египтян. Животные же сынов Израиля оставались нетронутыми. Тем не менее, фараон еще более ожесточил свое сердце и решил не отпускать Евреев.

Затем последовала шестая казнь, которая была такой болезненной и отвратительной, что весь Египет содрогнулся от ужаса и боли. Г-сподь приказал Моисею взять пепел из печи и бросить его в небо. И когда Моисей это сделал, по всей земле Египетской тела людей покрылись язвами и нарывами. Но фараон не изменил своего решения.

Тогда Моисей простер свой жезл, и пошел страшной силы град. Град этот был необычный: внутри каждой градины скрывался огонь, который сжигал все, что не было разрушено градом. Град причинил страшные разрушения: попавшие под него люди и звери были убиты на месте, дома разрушены, травы уничтожены, и сломанные деревья валялись на земле. Но земля Гошен напоминала цветущий сад среди всех этих разрушений. Тогда фараон послал за Моисеем и признался в своих грехах. Моисей помолился Б-гу, и буря прекратилась, но сердце фараона осталось ожесточенным.

Когда в следующий раз Моисей и Аарон предстали перед фараоном, он показался им более сговорчивым и спросил у них, кто должен принять участие в молении, которое сыны Израиля хотели устроить в пустыне. Когда они ответили, что все без исключения, молодые и старые, мужчины, женщины и дети, фараон выразил готовность отпустить только мужчин, с тем, чтобы женщины и дети и всё имущество сынов Израилевых оставалось в Египте. Моисей и Аарон не могли принять этого предложения, и фараон разгневался и приказал им покинуть дворец. Перед тем как уйти, Моисей предупредил его о новых испытаниях, готовящихся для него. Но фараон остался непреклонным, хотя его советники рекомендовали ему отказаться от сопротивления.

Как только Моисей покинул дворец, он простер свои руки к небу, и восточный ветер принес в Египет тучи саранчи, закрывшей солнце и сожравшей всё зеленое, что уцелело после града и более ранних казней. Никогда за всю историю человечества не было еще подобного количества саранчи. Бедствие это явилось окончательной катастрофой для Египта, пострадавшего уже от других казней. Снова фараон послал за Моисеем и Аароном, и просил их умолять Г-спода положить конец этой казни. Моисей согласился, и Г-сподь послал сильный западный ветер, который унес всю саранчу в море. Когда наступило облегчение, к фараону вернулось упрямство, и он отказался освободить народ Израиля.

Тогда последовала девятая казнь. В течение нескольких дней весь Египет был погружен в глубокую и непроницаемую тьму, потушившую все зажженные огни. Египтяне были охвачены страхом и оставались прикованными к местам, где они стояли или сидели. Только в Гошене, где жили сыновья Израиля, был свет. Но не все евреи были спасены от этой казни. Среди них были такие, которые старались полностью ассимилироваться с египтянами. Эти люди не хотели покидать Египет. Они умерли в дни кромешной тьмы.

Фараон опять попытался торговаться с Моисеем и Аароном, предлагая отпустить их народ без мелкого и крупного скота. Моисей и Аарон ответили, что они согласятся только на полную свободу для мужчин, женщин и детей, и что они заберут с собою всё их имущество. Тогда фараон разгневался и велел Моисею и Аарону покинуть его и никогда больше не возвращаться. Он предупредил их, что, если они посмеют показаться перед ним опять, – они умрут. Моисей ответил, что им вовсе не понадобится видеть фараона, так как Б-г пошлет еще одну казнь, после которой фараон даст без всяких условий разрешение сынам Израиля покинуть Египет. В полночь, продолжал Моисей, Г-сподь пройдет по Египту и убьет всех первенцев, у людей и зверей. Из детей Израиля, однако, никто не умрет. И будет дикий вопль в Египте, и все египтяне будут охвачены ужасом. Тогда сам фараон придет к вождям Израилевым и будет просить их немедленно покинуть Египет.

С этими словами Моисей и Аарон оставили фараона, кипевшего от гнева.

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА

В ПЕРВЫЙ день месяца Нисана, за две недели до исхода из Египта, Г-сподь сказал Моисею и Аарону: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца; тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне, – с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… И не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне. И ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших, и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: – это жертва Г-споду. И увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам сей день памятен, и празднуйте этот праздник Г-споду во все роды ваши, как установление вечное празднуйте его. Семь дней ешьте пресный хлеб, с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это пасхальная жертва Г-споду, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и дома наши избавил».

Моисей передал всё это сыновьям Израилевым и они сделали так, как им приказал Г-сподь через Моисея и Аарона.

В полночь с четырнадцатого на пятнадцатое Нисана, поразил Г-сподь всех первенцев в земле Ерипетской, от первенца фараона до первенца узника, и всё первородное из скота, согласно предупреждению Моисея. И поднялся великий вопль во всей земле Египетской, ибо не осталось дома, где не было бы мертвеца. Тогда еще этой ночью фараон пришел к Моисею и Аарону и сказал им: «Встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Г-споду Б-гу вашему, как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня». Наконец-то, гордость упрямого царя была сломлена.

Тем временем сыны Израиля готовились поспешно покинуть Египет. С бьющимися сердцами они собрались группами, чтобы есть пасхального агнца. Они встали в полночь для еды и точно выполняли всё предписанное. Женщины вынули из печей пресный хлеб, и Евреи ели его вместе с жареным мясом агнца.

Солнце уже взошло над горизонтом, когда по команде вся нация Израиля вышла в прохладное утро. Но даже посреди своих волнений и опасностей они не забыли выполнить обещание, данное их предками Иосифу, и они несли его останки с собою, чтобы позднее похоронить их в Обетованной Земле.

Таким образом, сыновья Израиля были освобождены от ига их угнетателей в пятнадцатый день Нисана в 2448 году от сотворения мира. 600000 еврейских мужчин старше 20 лет со своими женами, детьми и стадами перешли границу Египта в качестве свободной нации. Много египтян и других неевреев присоединилось к торжествующим сынам Израиля, надеясь разделить их славное будущее.

Сыновья Израиля не покинули Египет бедняками. В дополнение к имевшемуся у них имуществу, перепуганные египтяне одарили их драгоценностями из золота и серебра и одеждой, надеясь ускорить отъезд сынов Израилевых. Таким образом, Г-сподь исполнил обещание, данное Аврааму, о том, что потомки его выйдут из изгнания с большими богатствами.

Во время исхода Еврейского народа, впереди сынов Израилевых шел столп облачный днем и столп огненный ночью, освещая им дорогу. Эти знаки Б-жественного провидения не только указывали дорогу сыновьям Израиля, но освобождали ее и делали ее легкой и не сопряженной с опасностями.

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ КРАСНОЕ МОРЕ

КРАТЧАЙШАЯ дорога для сынов Израилевых в Обетованную Землю проходила через землю Филистимлян. Г-сподь, однако, предоставил новорожденной Еврейской нации возможность окончательно освободиться от остатков египетского влияния и воспитать себя на пути к Б-жественной Торе, которую они должны были получить на горе Синай. Кроме того, кратчайшая дорога в Землю Обетованную могла бы привести народ к войне с  филистимлянами. Поэтому Г-сподь вел Еврейский народ кружной дорогой через пустыню к Красному морю.

Через три дня фараон получил известие о благополучном движении сынов Израилевых. Неожиданное направление, которое они избрали, породило в нем сомнение, что евреи заблудились в пустыне. Теперь фараон жалел, что дал им разрешение покинуть Египет. Поэтому он мобилизовал свою армию, лично возглавил избранную кавалерию и военные колесницы, и начал преследование своих бывших рабов. Он настиг их около берегов Красного моря и оттеснил их к воде, чтобы отрезать все пути к бегству.

Некоторые группы еврейского народа были готовы вступить в бой с египтянами; другие предпочитали утонуть в водах моря, нежели рисковать поражением и новым превращением в рабов. Третья группа была напугана, и слабый народ стал обвинять Моисея в том, что он выманил их из Египта для гибели в пустыне. «И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне». Но Моисей, сохраняя полное спокойствие и твердость в один из самых критических моментов своей жизни, ответил: «Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Г-сподне, которое Он сделает вам ныне, ибо египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки. Г-сподь будет бороться за вас, а вы будьте спокойны».

Моисей повел евреев вперед, пока они не дошли до самых берегов Красного моря. Столп облачный переменил теперь свою позицию; спереди он перешел назад – в тыл еврейского войска – и находился между двумя армиями.

И сказал Г-сподь Моисею: «А ты подними жезл твой, и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше». Моисей сделал так, как ему приказал Г-сподь. Он поднял свой жезл и простер свою руку над морем, поднялся сильный восточный ветер и дул целую ночь. Воды Красного моря расступились, и посередине образовался сухой проход, по сторонам которого были стены из волн. Сыны Израилевы тотчас же прошли по этому сухому пространству, которое простиралось от одного берега моря до другого, и благополучно добрались до противоположного берега.

Египтяне, не задумываясь, бросились по сухому пространству среди моря преследовать евреев. Но колеса их колесниц застряли в морском песке. Они не могли продолжать путь, и египтяне снова почувствовали, что они ведут безнадежную борьбу против Г-спода. Они решили повернуть обратно, но было слишком поздно, по команде Г-спода Моисей простер свой жезл, и вода возвратилась на свое место и поглотила колесницы, коней и бойцов, всю рать фараона. «Не осталось ни одного из них».

Так в этот день Г-сподь спас сынов Израиля от Египтян. Евреи увидели Его великую силу, они признали Г-спода и поверили Ему и рабу Его Моисею.

Израильтян охватила великая радость и чувство благодарности, когда они оказались в безопасности на другом берегу моря. Моисей тут же воспел хвалу Господу. Женщины ликовали, танцуя под звуки своих тимпанов, они пели песню, которую сложила Мириам, сестра Моисея.

Впереди их ждали неизведанные опасности и бессчетные дни утомительных странствий, но в тот великий день сердца сынов Израиля были полны лишь песней – благодарственным гимном во славу Вс-вышнего и только что обретенной свободы.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Исход – одно из величайших событий всех времен. Но для сынов Израиля того времени Исход был лишь началом великой борьбы за создание собственной нации – многолетней борьбы, полной скитаний и трудностей. Под вдохновенным водительством Моисея, с великим идеалом Вс-вышнего Б-га в сердцах, евреи отправились на поиски страны отцов, которую никогда не забывали.

Когда сыны Израиля в пустыне достигли горы Синай, Моисей велел им разбить здесь шатры. На горе Синай произошло и важнейшее в еврейской истории событие. Стоя вокруг горы, сыны Израиля услышали Десять заповедей из уст самого Вс-вышнего (вернее, первые две произнес сам Вс-вышний, но слушать его для народа было невыносимо, поэтому оставшиеся восемь заповедей Б-г передал народу через Моисея). Это важнейшее в еврейской истории событие, дарование Торы, мы ежегодно отмечаем праздником Шавуот.

После этого Моисей взошел на гору, чтобы получить каменные Скрижали Завета, на которых были начертаны Десять заповедей. Он пробыл на горе Синай сорок дней. Моисей принес сынам Израиля Скрижали, но с ужасом увидел, что народ, не дождавшись его, сделал золотого тельца и поклоняется ему. Моисей в гневе разбил принесенные Скрижали Завета о камни. Вс-вышний покарал смертью всех, кто поклонялся тельцу, а Моисей вымолил у Б-га прощение для всего остального народа. Моисей снова поднялся на гору Синай, и через сорок дней принес сынам Израиля вторые Скрижали Завета.

Но евреи были наказаны за грех золотого тельца: они вошли в Землю Обетованную не сразу после дарования Торы, а только через сорок лет странствий по пустыне, когда окончательно отбросили египетское наследие и не признавали более других богов, кроме Вс-вышнего, и других законов, кроме законов Торы. Моисей тоже был наказан. Он не вошел в Эрец Исраэль и умер у ее границ. Все сыны Израиля оплакивали своего великого вождя.

Тора заканчивается словами: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, какие послал его Господь совершить в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его, и над всею землею его, по руке сильной и всем великим и страшным делам, какие совершил Моисей перед глазами всего Израиля».

По материалам сайта www.machanaim.org