Еврейская мудрость | Введение в кабалу | Сфирот | Десь сфирот
Главная Еврейская мудрость Введение в кабалу Сфирот Десь сфирот

Десь сфирот

П. Полонский

Одна из центральных идей Кабалы состоит в том, что универсальная структура «Десяти сфирот» проецируется на все уровни жизни – на порядок и структуру  Сотворения мира, на праотцев и создателей еврейского народа, на устройство души человека, на структуру еврейского национального общества и т.д. То есть структура сфирот проявляется повсюду, и выявление этой общей структуры помогает нам увидеть единство мироздания, что является одной из важнейших вещей в Кабале (как и во всякой мистике).

Устройство структуры начинается с Кетер (изначальная воля) и завершается Малхут (реализация этого начального волевого импульса). Правая (экстравертная, мужская), левая (интравертная, женская) и средняя (гармонизирующая) линии представлены на верхнем уровне (разум) категориями Хохма, Бина и Даат; на среднем уровне (эмоция) категориями Хесед, Гвура и Тиферет, и на еще более приземленном (практическом) уровне категориями Нецах, hод и Йесод.

Рассмотрим в качестве иллюстрации проекцию семи нижних сфирот на Семь дней Творения.

В первый день – (Хесед, «распространение») — Бог создал свет, а в четвёртый день – (Нецах, победа, «усиленное распространение») – Бог сделал светила, что представляет собой наполнение, усиление первого дня. Во второй день – (Гвура, «удерживание») – создан небосвод, который держит воду и «отделяет воду от воды», а в пятый день (hод, «объединяющее, сдерживающее великолепие») – созданы земноводные и птицы, которые наполняют воду и небо второго дня. В третий день (Тиферет, «равновесие желаний распространения и удерживания»)  создана суша, находящаяся в равновесии с морем; а в шестой день (Йесод, «равновесие в прагматике, оценке реальности, возможностей победы и сдерживания») созданы человек и животные, населяющие эту сушу. И соответственно, седьмой день – это Суббота, являющаяся целью Творения, определяющая вектор всего мирового устремления. Она воплощает цель, смысл всей этой структуры и поэтому у нее нет уже самостоятельного действия, ее характеристика – это «субботний покой». Параллельно этому, семь нижних сфирот соотносятся с семью «создателями еврейского народа»: Авраам (1) – это Хесед (распространение монотеистической веры), Ицхак (2) – Гвура (удержание традиции), Яаков (3) – Тиферет (истина в равновесии Хеседа и Гвуры), Моше (4) – Нецах (победа, «усиленное распространение» Торы, принятие ее еврейским народом), Аарон (5) – hод (великолепие Храма, соединяющее все части народа, удерживающее его единство), Йосеф (6) – Йесод (управление материей, соотнесение с реальностью) и Давид (7) – Малхут, царство.

 

По материалам сайта www.machanaim.org