Еврейская мудрость | Введение в кабалу | Сфирот | Парадоксы Торы, или взаимосвязь сфирот
Главная Еврейская мудрость Введение в кабалу Сфирот Парадоксы Торы, или взаимосвязь сфирот

Парадоксы Торы, или взаимосвязь сфирот

Рав Меир Брук

Тора требует особых навыков для прочтения. Если человек, впервые открывший ее, увидит в ней только рассказы о днях былых, то мы должны знать, что в каждом рассказе заложены и более глубокие слои смысла.

Сейчас мы «расшифруем» два самых парадоксальных рассказа в Торе: жертвоприношение Ицхака Авраамом и получение благословения от Ицхака Яковом обманным путем. Эти рассказы будоражат умы евреев тысячелетия. Сейчас мы увидим их глубинный смысл.

Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков одновременно являются носителями трех базовых качеств мироздания. В Кабале они называются сфирот.

Авраам – носитель атрибута хесед, Ицхак – гвура, Яаков – тиферет также Эмет). Хесед – качество отдачи, открытости, распространения, Гвура – строгость, ограничения, закрытость, Тиферет – гармония и баланс между ними, Эмет – истина гармонии).

Если мы просмотрим все истории про Авраама, Ицхака и Яакова, то увидим, что есть только два сюжета, в которых совместно участвуют отец и сын: Авраам с Ицхаком и Ицхак с Яаковом. Это и есть истории жертвоприношения и получения благословения. Теперь понятно, что эти два сюжета не только эпизоды из биографии праотцев, они иллюстрируют переход и взаимодействие сфирот. Рассмотрим в контексте сфирот оба рассказа.

В них наши персонажи действуют противоположным образом.

История жертвоприношения – сын (Ицхак) полностью поддерживает план отца (Авраама).

История благословения – сын (Яаков) полностью переворачивает план отца (Ицхака).

А теперь рассмотрим всю структуру.

Авраам символизирует хесед – открытость. Во всех сюжетах Торы он открыт Вс-вышнему, жене и сыну (вверх, вбок и вниз). Открытость Б-гу – основные действия в жизни Авраама (включая жертвоприношение) – результат общения и указания от Вс-вышнего. Открытость жене – Вс-вышний говорит Аврааму: «Слушайся жену (Сару) – через нее говорит слово Б-га». И в вопросах воспитания сыновей Авраам прислушивается и опирается на опыт жены частности, выгоняет из дома Ишмаэля). Открытость сыну — история жертвоприношения: Авраам открыто сообщает Ицхаку, что весь план от Вс-вышнего, и Ицхак принимает решение Авраама, потому что видит в нем прямую связь отца и Б-га.

Перейдем ко второму качеству: гвура – строгость, закрытость, дисциплина. Как гвура проявляется в истории жертвоприношения (переход от хеседа к гвуре)? Самое сильное проявление дисциплины – подавление самого сильного инстинкта – выживания. Ицхак, подчинившись в этой истории отцу (получившему указание от Б-га), демонстрирует максимум дисциплины. Далее. Во всех сюжетах Ицхак действует «закрыто». Кстати, Тора изображает Ицхака со слабым зрением (символизируя закрытость миру). Ицхак, конечно же, общается со Вс-вышним, но для Торы важно подчеркнуть именно его замкнутость. Итак, Тора в прямом тексте ни разу не описывает Ицхака, получающего указания в прямом общении с Б-гом. Рассмотрим отношения с женой в вопросах воспитания детей. Тора пишет, что Ривка получила пророчество от Вс-вышнего о том, как будут развиваться дети.
Но обратите внимание: Ривка не говорит мужу о своих знаниях, Ицхак закрыт, в том числе и к информации, от жены. Именно Ривка задумала план с обманом Ицхака.

То же с сыном. Яаков видит, что отец закрыт к прямому общению, в том числе с Яаковом, поэтому не обсуждает с отцом планы благословения, а принимает план матери как единственно возможный. Яаков видит, что план отца – дать благословение Эйсаву (брату Яакова) не идет от Вс-вышнего, а являлся личной инициативой Ицхака. Яаков видит, что план матери – с небес. План отца – не с небес, отец закрыт к общению. Цель Яакова – создать гармонию и истину, опираясь на реальные условия. В результате из-за закрытости отца получить результат Истины (благословение) можно было только так, как это произошло в Торе.

Теперь, зная схему, мы можем понять глубинный смысл парадоксальных сюжетов Торы, увидеть их стройность и логичность.

Первая сфира открывается Вс-вышнему и миру, вторая сфира (подавляя свой интерес) поддерживает первую, но при этом закрывается от мира, третья сфира переворачивает план второй, в результате рождается истина и гармония.

По материалам сайта toldot.ru